Илья Петанов: музыкальная душа понтийских греков России!
Героем моей статьи-интервью станет Илья Петанов (или по-гречески Илиас Петанидис).
Илья Иванович Петанов родился 27 декабря 1945 года в греческом селе Дубовая Балка в Ставропольском крае. Его предки, как и у всех старожилов этого греческого села в Кавминводах перебрались в эти места в 1864 году из греческих селений Понта. Долгое время греки Дубовой Балки называли свое село Зумана по названию села в Понте.
То, что Илья Петанов стал лирарием – это, наверняка, Божий Промысел. Этот человек достоин отдельной, ему посвященной, книги. В его музыкальном арсенале присутствуют сотни песен из сокровищницы музыкального и песенного творчества греков исторического Понта. Если бы среди почетных регалий, которыми на форумах греков России и постсоветского пространства отмечаются наши заслуженные соотечественники, была дисциплина «Душа Эллинизма», то первым обладателем этого высокого звания всенародной любви и признания был, по моему мнению, Илья Петанов.
(лирарий или лирарис - это музыкант, играющий на лире (прим. ред.)
- Илья Иванович! Вы помните, как все начиналось?
- Хочу совершенно искренне и прямо вам сказать, что греческие общества в ту пору, когда они в конце 1980-х – начале 1990-х годов создавались здесь, не ставили перед собой и нами лирарисами задачу заниматься обучением наших детей игре на понтийской лире. Мы это делали самостоятельно и совершенно бескорыстно. В первые годы, надо сказать, культура была нужна обществам. Председатели обществ пытались что-то делать. Фестивали. Поездки по селам. Начиналось все хорошо…
- Насколько я знаю, вы более 30 лет вы проработали в школе учителем истории. Затем стали учителем по обучению игре на понтийской лире – символа души греков исторического Понта.
- Учительство в начале 1990-х пришлось оставить. Страна развалилась. Учителя и врачи той властью были «прокляты и забыты». Необходимо было кормить семью. Я был вынужден на несколько лет в середине 1990-х уехать на заработки на Кипр. …Никто из преуспевающих в те годы руководителей греческих обществ, которым культура была, получается, уже не нужна, меня не остановил. Вот этого я никогда не забуду. Все жизненные истины, согласитесь, познаются во времена тяжелых жизненных испытаний.
- Вы помните свое первое публичное выступление перед нашими соотечественниками? …Как давно это было?
- Я учился в 7-м классе. Волнение было огромным. Помню и песню, которую тогда исполнил. В нашем селе тогда, такие были времена, не было света. Дебют, это было днем, успешно состоялся. Вечером того же дня меня бросили, так сказать, в массы на наш хорон.
- …У вас были учителя?
- Им был мой отец Иван Ильич Петанов. Он хорошо играл на лире, сам пел. Плюс еще и сам делал скрипки (лиры). Отец, надо сказать, не был из числа наиболее сильных в наших краях музыкантов. Прошел войну. Орденоносец «Славы». Дядя, Савелий Ильич Петанов, во время войны был военным летчиком. …Были у нас лирарии посильнее. Они погибли на фронте Стафис Таревелас из Трапезунда, Федор Горгорандов. Он был сочинитель и, одновременно, играл на лире. Я родился в 1945 году и, естественно, не могу помнить их. Знаю о них по разговорам наших односельчан.
- С 14 лет вы идете по жизни с народной греческой песней и понтийской лирой.
- …Уходя в армию, я взял с собой лиру. Реакция командиров была положительная! На сборном пункте в Симферополе, служил я в радиотехнических войсках в Военно-Морском флоте, помню, играю на лире. Со мной были двое греков из родного села. После этого, служба в Киеве. …Игра на понтийской лире на сцене Киевской консерватории. Первый раз в жизни я увидел микрофон! Замполит части Герой Советского Союза грозным командным голосом выдает мне: «Грек, ближе к микрофону!». Затем последовало участие в концертах в окружном Доме офицеров.
- Замполита не смущало то, что вы исполняете по-гречески, а только качество звучания вашей песни! …Там, на большой сцене в армии, вы по настоящему почувствовали зрителя, аудиторию. …Вы помните, как ваши однополчане отнеслись к греческой народной песне и вашим импровизациям на понтийской лире?
- Все, подчеркну этот факт, с большим вниманием слушали меня. Быть может, из уважения ко мне, греческому народу и, скажем, к экзотичности всего этого действа. Сейчас мне трудно об этом судить.
- Вы можете сказать, что в ваших знаменитых тетрадках записаны все песни, которые исполнялись нашими великими лирариями на Ставрополье, юге России?
- К огромному сожалению, я не могу этого сказать. Мы многое забыли, проморгали. Говорю сейчас об этом с горечью. …В этом ведь есть и часть моей вины. Когда образовывались греческие общества в конце 1980-х годов, говорили и о том, что нам необходимо пока не поздно все наше песенное творчество сохранить. Ездить по селам, в ту же Мерчанку на Кубани, и все записывать. …Поговорили об этом и забыли. Такая возможность у нас была и в 1970-е годы. Когда говорят о возрождении нашей народной греческой певческо-танцевальной культуры одновременно с возрождением греческого национально-культурного движения в конце 1980-х годах, это не является совсем правдой. Уже в начале 1970-х годов, у нас на Ставрополье в Курсавском, Андроповском районах проводился краевой конкурс народного творчества. Греческим коллективам выделялись немалые деньги на пошив национальных костюмов. В понтийских костюмах мы тогда не разбирались. …Что-то делалось, давайте говорить всегда правду, и тогда.
- Илья Иванович, сколько песенных произведений в вашем репертуаре? Вижу перед моими глазами достаточно основательную по объему тетрадь.
- Песен очень много. Больше тысячи. Есть песни, которые исполняю наизусть. Есть те, для исполнения которых необходимо обратиться к записям в тетрадях (смеется).
- Звуки, извлекаемые струнами лиры, тревожат и радуют наши сердца. Вспомните имена наших понтийских лирариев, певцов. Тех, кого вы знали лично или благодаря восхищенной людской молве.
- Начну свое повествование с Дубовой Балки. Это, уже упомянуты мной, погибшие на фронте, Федор Горгорандов и Стафис «Таревелас». Это и Георгий Василиади, обладавший своим, только ему присущим, почерком. Он в какой-то степени был моим учителем. Георгий Ликов. Блестящий импровизатор. Пел прекрасно и Николай Анастасович Петанов.
Он, кстати, является дедушкой нашего Лазика (лирария Лазароса Поландова – прим. Н.С.). Фома Федорович Стофорандов. Помимо игры на лире он еще играл здорово на мандолине, потрясающе пел. Лазарь Демьянович Стофорандов.
Селение Греческое. Николай («Николи») Анастасович Муратов. Лазарь Георгиевич Зурначев. Христофор Николаевич Фиев. Савелий Евстафьевич Павлиди. Панайотов Константин Георгиевич.
Лирарии из Спарты и Хасаут-Греческого. Яков Алексеевич Марьев (пел замечательно). Стилиан Андреевич Гаврилов. Это был словно метеор!
Ушел рано. Владимир Мяжлонов. Играл так же и на гитаре. Стилиан Кириаков.
Николай Абрамович Мацукатов. Играет, поет и сочиняет. Лазарь Харлампиевич Мацукатов. У него брат жил в Австралии. Он ездил туда. Играл классно! Иванов, имя не могу вспомнить. Дмитрий Филимянов. Здорово поет. Алексей Павлович Ассоров.
Иван Левантиди. Начинали у меня немного и ребята из Геленджика, Стасик Дмитриев и Петя Ламбрианиди (из Кабардинки).
Отличные исполнители: витязевец Анести Петриди – замечательный лирарий и бузукист. Олег (Алеко) Петриди. Один из Мерчанки сильно играет, фамилия Кайсиди. Витязевец Ефим Попандопуло, его брат Иван. А сына Ефима Лазика уже сегодня можно назвать виртуозом! …Сильно играют Лаврентий Семерчев из Спарты и Степан Попандопуло из Дубовой Балки.
- Какие имена изготовителей понтийских лир вы можете назввать?
- Лазарь Харлампиевич Мацукатов. Владимир Мяжлонов. Петанов Иван Ильич. Харлампий Ильич Илиади. Николай Анастасович Новрадов. Ефим Попандопуло.
- Назовите ваших учеников, которые обещают вырасти в выдающихся лирариев.
- Нико Константиниди из Владикавказа. Дионис Филимянов уже сейчас классно играет. Владимир Гриасов сильно играет. …С ними уже сейчас все ясно.
Они, как и витязевец Лазарь Попандопуло (он не мой ученик) станут обязательно мега звездами. Можно назвать имя Георгия Ферисова. Мой ученик и моя большая надежда. Он перебрался в Москву.
- …Расскажите о вашей работе – диске «Ксан литурга и Панайя» ("Ξαν λειτουργά η Παναγιά").
- Данная работа – плод нашего совместного творческого и патриотического союза с нашим понтийским поэтом Виктором Стофорандовым и Константином Кюльбяковым. Песни об исторической Литургии 2010 года в стенах храма Панагия Сумела, а так же на самые острые темы в нашем греческом социуме.
- Что вы цените в тех людях, которых по праву можете назвать своими единомышленниками?
- Мы смотрим на многие вещи ментально одинаково. Обо всех их и, особенно, о Константине Кюльбякове могу сказать, что все они – патриоты нашего народа, влюбленные в его историю, культуру, традиции греков Понта. Костас играет на клавишных инструментах и барабанах. Он играет все, и очень любит понтийскую музыку. Мы ведем занятия с нашими юными соотечественниками по игре на лире, клавишных и ударных инструментах, пению.
…Это и Николай Анастасович Новрадов. Уникальный человек! …Это понтийский поэт Виктор Стофорандов. …Мои соратники, единомышленники, друзья.
Поймите, патриотизм он либо есть, либо его нет. Он не приходит к нам «потом».
Беседа с Ильей Ивановичем Петановым состоялась в декабре 2014 года, и я надеюсь, что смогу посетить его в день 70-летия (27 декабря 2015 года).